Понедельник начинается в субботу или Попугай с ярко-красным хохолком. Продолжение


Начало  

Далее внимательному читателю непременно придется обратиться к библейскому преданию. В Ветхом Завете 

(Книга Екклесиаста, гл. 1, ст. 2)

сказано: 
«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, всё суета!» А также далее (гл. 1, ст. 14): «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё - суета и томление духа!». В церковно-славянской версии встречается «суета суетствий».

Некоторые исследователи считают, что эта фраза означает не бессмысленность жизни, а бессмысленность любых исканий и устремлений людей перед лицом собственной смерти. Именно эту мысль Екклесиаст раскрывает в своей книге далее. А в заключении ее приходит к следующему нехитрому выводу: 

"Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо" (Еккл. 12:13-14).

В целом повествование бодро развертывается под лозунгом "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью", но моей задачей здесь не является ни пересказ произведения, ни какое-либо его толкование в стиле - утопия ли это, антиутопия ли это, черный ли юмор посетил авторов в минуту создания, либо футурологическая чесотка. Каждый видит то, что увидит.



Главное, чтобы "костюмчик сидел" - чтобы произведение лежало на ментальной полке читателя данного поста всенепременно. Таково совокупное желание и мое, и авторов и еще большего числа хороших и всяких людей, знакомых с "Понедельником..."

Вдумчивого прочтения или перечитывания! Приветствую приобщившихся к Вселенной любителей творчества братьев А. и Б. Стругацких!

Примечание:

По мотивам повести был написан сценарий «Чародеи» и снят одноименный фильм (1982, СССР, реж.: Константин Бромберг).


1) Аудиокнига   

2) Анализ и аннотация coollib.com 

3) "Алдан-3"

еще

Послесловие психологическое

Очередной пересмотр творения Константина Бромберга  зацепил психологической изнанкой происходящего на экране. Особенно явно бросились в глаза женские  и мужские недостатки или даже пороки, в далеком детстве рассматриваемые как оригинальность и яркая индивидуальность. 

В центре внимания в этой нескончаемой публикации на этот раз оказалась Алена, первая красавица института, ведьма, женщина с загадкой, очаровательница, начальница отдела и в первом приближении милое и доброе существо. А не хохлатый попугай причудливой расцветки.


В фильме все действие закручивается вокруг этого персонажа. Её личная и деловая жизнь двигает сюжет, направляя довольно пресных персонажей (остающихся таковыми несмотря на выдающиеся усилия талантливейших актеров) на разного рода безумства.  

Начнем с того, что сегодня программисты и операторы ЭВМ далеко не экзотика. И тем, кто в реальной жизни сталкивается с ними и работниками бухгалтерии не нужно рассказывать, что стоит ожидать от тружеников этой отрасли, а тем более, от начальника подобного отдела. До зевоты скучная, однообразная работа, требующая максимального внимания и скорости типовых действий, паранойяльный страх ошибки, постоянное общение с одними и теми же людьми, не отличающимися широким кругозором и глубиной личности, а также наличие на вершине пирамиды руководителя-тирана формирует такие человеческие гвозди и крючки, что даже диву предаться столкнувшийся с ними не успеет.  

Скушают. Схрумкают. Схомячат. И не подавятся.



В лице Алены зритель с первых же кадров сталкивается с хитрой и коварной нарцИссичкой, которая этого и не скрывает, являясь ею "не по должности, а по сути". Мы видим уже не первую в обойме советского кино девушку далеко не первой молодости, бесприданницу и голддиггершу, каким то чудом заманившую перспективного, но недалекого столичного Иванушку (современного Хлестакова или Онегина) с квартирой в свои сети. Про запас энергичная Аленушка имеет великолепные виды на двух престарелых замов своей весьма неприятной и опасной самодуры-начальницы (ранее героиней предусмотрительно озвучивается всуе только имя претендента). На глазах у изумленной публики развертывается стратегический план девушки с метлой и  IBM, до деталей обдуманный цепким интеллектом, скрытым под негламурно широким куполом лба, заботливо (но, видимо, безуспешно) маскирующийся от слишком проницательных лицемерными улыбками васнецовской Аленушки, задолго до этой примечательной истории цинично сгубившей собственного братца Иванушку.  



Как послушные солдатики, или умело посланные бильярдные шары, мужчины, женщины - все вокруг - в дружном порыве реализуют коварный план ведьмочки в белом и с косой. Один - так непривычно для обычного амплуа актера Золотухина - сдержанно защищает бездарно выполненный проект волшебной палочки перед людоедкой-директрисой. Позднее он же и на задних лапках ожидает милейшую Аленушку у самолета, наслаждаясь перспективой получения плюшек от благодарной девицы, со щенячьим удовольствием исполняя свою партию в оленьем хороводе, над кружением которого заботливо трудится породистая дамочка.

Другой бежит озвучивать небрежно внушенную ему версию личной жизни институтской "багини", ожидаемо запуская грандиозный план по покорению воображения (ничего другого у столичного хама покорению не поддается) ветренного московского богемного вечного мальчика-мужчины тщательно продуманной практически шекспировского уровня драмой.  

Да, читатель. Именно так. Не собиралась Аленушка на задних лапках предстать перед инфантильным Иванушкой, закружившись в карусельном карнавале его беспорядочного существования. Московская синица по мановению волшебной метлы должна была превратиться в упитанного журавля с подачи институтской скучающей околонаучной тусовки. Внешний вид которой ярко маячил как минимум о латентной гомосексуальности. Попав в силки опытных волшебников с периферии, столичный дерзила неминуемо должен был быть околпачен, охомутан, стреножен и умело пущен в дело. До зевоты скучная и эстетически серая и однообразная жизнь до такой степени сбила, иссушила и истолкла не имеющий достойного выхода адреналин сотрудников волшебной конторки в бертольдов порошок, что план Алены был подхвачен с неподдельным энтузиазмом и систематично, по нотам, воплощен в реальность. 



Маг Бромберг с помощью чудесных мелодий, красот природы, мелькания технологических чародейств вроде Останкинской башни или одного из первых суперкомпьютеров, достижений компьютерной графики закрутил-завертел воображение неискушенного зрителя, выдав белое за черное, а черное за белое. Причем, преимущественно реализовал второй акт этого действа. 

Вот такая непростая многослойная история. 


Продолжение которой на страницах блога конечно же возможно, но далеко не очевидно.

И во многом зависит от внимания почтеннейшей публики, выражаемого в комментариях к  публикации.

И, если вы уже позабыли, начало исследования - здесь


ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Джокер: ретроспектива-2019



Комментарии